Текст для тех, кто не разбирается не только в футболе, но и в Музыке тоже 😉

Общепризнанным является тот факт, что главным неудачником шоу-бизнеса на веки вечные останется горе-продюсер Алан Уильямс, проморгавший когда-то молодых «Битлз» с формулировкой «Группы гитаристов выходят из моды». Но гораздо менее известно, что в этой истории имелось и еще одно важнейшее действующее лицо…

Как-то юные битлы, еще игравшие в клубе «Каверн» и даже не помышлявшие о всемирной популярности, отправились на просмотр в одну знаменитую ливерпульскую футбольную команду. Ну, понятное дело: «Гитара – вещь хорошая, но на жизнь ею не заработаешь», как поучала Джона Леннона воспитывавшая его тетя Мими, а футбол в Ливерпуле – это… ну, кто не знает, что такое в Ливерпуле – футбол!

— Вы нам подходите. Как раз в защиту, очень ровненько так… — молвил тренер-селекционер. А Джон, Пол и Джордж были как раз почти одинакового и немаленького роста, самое то для исконной британской оборонительной «линии»!
– Но только четвертый – есть у вас?
— Есть, — враз поникшим голосом произнес будущий сэр Пол Маккартни, — Только он это…

Как раз накануне они освободили из основного состава рослого Пита Беста и подняли из дубля на его позицию Ринго Старра, который был всем хорош, да только ниже на полголовы. Надо ж было потерпеть еще хоть денек…
— Тогда вы нам решительно не подходите! – отрезал тренер-селекционер, — Свободны. Другую четверку на просмотр – приглашайте, пожалуйста!
И понурые битлы вышли на промозглый мерсисайдский воздух…
Но в итоге, как мы знаем – всё сложилось как нельзя лучше!

Как известно, с 1992-го года ФИФА разрешила производить три замены игроков по ходу матча вместо ранее принятых двух. Парадоксально, но более всех этому нововведению обрадовался великий гитарист ВИА “Deep Purple” Ричи Блэкмор. Характер у Ричи был далеко не сахарный, поэтому в подведомственном себе коллективе “Rainbow” он постоянно менял барабанщиков, бас-гитаристов и клавишников – и всякий раз тяжко мучился из-за этого. «Заменишь басиста и клавишника – барабанщик останется… — горестно размышлял маэстро и виртуоз Блэкмор, — А сменишь барабанщика и клавишника – придется до конца игровой сессии терпеть басиста… Как же сделать?! Какой-то просто заколдованный круг!»
Теперь же великий гитарист мог запросто менять всех троих сразу! Так он, в общем, с тех пор всегда и поступал.

Однажды в начинающую, еще только рвущуюся к славе британскую группу Judas Priest пришел оформляться на работу гитарист Гленн Типлтон.
— Ваше позиция на поле? – мрачно спросил его менеджер коллектива, принявший накануне изрядно стаута по случаю тяжести пути к грядущим вершинам стиля Heavy metal.
— Лидер-гитарист, — честно сознался молодой музыкант.
— У нас уже есть такой, — сообщил менеджер еще более мрачно, — Кей Кей Даунинг. А держать в ансамбле двух лидеров – это как… это как если… (тут он задумался в поисках подходящего примера и восходящей метафоры – и вдруг отыскал их)… Это как в сборной Англии пытаться совмещать в центре Лэмпарда и Джерарда! Короче, будете только мешаться и путаться под ногами друг друга. Спасибо и до свидания!
— А может, все-таки рискнем?! А вдруг?! – неожиданно подал голос вокалист Роб Хэлфорд, который и сам еще был новичком группы с сопутствующими птичьими правами.
— Ладно, рискнем, — согласился руководитель проекта, выглядывая наружу, — Очередь из гитаристов к нам все равно не стоит, и в двери нашей сборной, фигурально выражаясь, никто не стучится.
И они – рискнули. И у них – получилось!
Что еще характерно при этом, «проблему Лэмпарда и Джерарда» в сборной Англии не решили до сих пор.

Между прочим, в стародавние, незапамятные времена в рок-музыке существовало понятие «третьего альбома». И простая рабочая публика, и высоколобые критики, аналитики и специалисты сходились в едином мнении: пару десятков стоящих вещиц может записать, любой, даже самый захудалый и заштатный вокально-инструментальный коллектив. А вот уже третий великий диск – удел действительно достойных исполнителей. Постепенно, правда, требования снижались, пока не докатились до «синглов» и просто отдельно взятых аккордов.
Аналогичный процесс шел и в футболе. Так возник термин «синдром второго сезона». Потом – «второго круга», второй игры, второго тайма и даже второго касания мяча…
Нам только и остается воскликнуть банальное: «О, времена! О, нравы!..»

У королей британской тяжелой сцены «Iron Maiden», как известно, на сцену в стартовом составе выходят сразу три гитариста, против двух обычных. Легенда гласит, что когда басист и композитор «Девы» Стив Харрис привел трудоустраиваться третьего мастера шестиструнки, недоумению Президента группы и Председателя совета ее директоров не было никакого предела:
— Скажи, Стиви, — поставил вопрос ребром Президент и Председатель, — Нам куда этих гитаристов теперь – солить, что ли? А потолок зарплат? А лимит, будь он трижды неладен? Кого на «банку» прикажешь теперь сажать, а? А закиснет он в запасе? А потеряет мотивацию? Ответь…
Харрис призадумался. Вопрос и в самом деле бил почти наповал. И тут ему в голову пришло изречение одного из величайших тренеров в истории Футбола — «Были бы игроки – а схема найдется!» — и радостно воскликнул:
— Эх, товарищ Председатель и Президент! Были бы гитаристы – а что и как ими играть, мы придумаем!!!
Аргумент оказался во всех смыслах слова — Железным!!!

Однажды будущий основатель группы «Black Sabbath» Тони Айомми получил травму кисти и больше не мог играть на инструменте. Горе его было невероятно. В отчаянии и глубокой депрессии Тони смотрел по телевизору игру московского «Спартака». И вдруг увидел, как наставник красно-белых Валерий Карпин, стремясь внести свежую струю в действия своих подопечных и путаницу в стан соперника — взял да и поменял местами своих крайних полузащитников. Правда, малость позабыв при этом, что в данной игре эти роли исполняли похожие, как две капли воды братья Комбаровы – но новаторский прием сработал, и цель была достигнута!
— Всё просто! – воскликнул Тони Айомми и, хоть и был урожденным правшой, лихо перекинул струны под левую руку, взялся по-новому – и дело снова пошло в гору.
Так начинающий тренер, сам того не ведая, спас для Истории одних из пионеров тяжелого рока.

Однажды у великого гитариста «Led Zeppelin» Джимми Пейджа спросили, что он думает по поводу приема игры «теппинг» и того, кто этот прием изобрел.
Джимми непроизвольно вздрогнул. Ему тут же вспомнилось, как из-за схожего по звучанию приема он едва не отхватил от королевского правосудия законный «семерик» и вместо очередного мирового турне чуть не отправился топтать суровую английскую зону – но потом понял, о чем идет речь, и призадумался.
В голову Джимми Пейджу ничего не приходило. В какой-то миг он хотел даже позвонить своему коллеге, великому гитаристу Ричи Блэкмору и спросить у того подсказки. То есть, не то чтоб они с Ричи были такие уж приятели, но, по крайней мере, как все по-настоящему великие музыканты, футболисты и тренеры – с уважением относились к деятельности друг друга и по возможности в корректной форме комментировали новые тактические проходы по грифу и фланговые «запилы». Потом звонить передумал. «Наверняка он сейчас меняет очередного вокалиста в своей группе «Rainbow», — решил Джимми, — Ну а заодно уж, чтоб два раза не вставать – басиста, клавишника и барабанщика. Так что не буду отвлекать…» А вслух произнес:
— Ну, вы понимаете… понимаете… — великий гитарист растягивал слова так же, как и ноты, иногда одна висела в воздухе секунд по сорок и больше… — Понимаете… Понимаете, я считаю – что схема – для игры. А не игра – для схемы. Вы меня понимаете?
И, что поразительно – все сразу всё поняли!
А удовлетворенный Джимми встал и направился натирать канифолью свой любимый смычок.

Если хорошенько всмотреться и вслушаться, то у английского футбола очень много общего с английской рок-музыкой. Хотя казалось бы – ну что такого: прошел – навесил – поборолись. Вон, и Кит Ричардс из «Rolling Stones» — уже, почитай, без малого полвека умудряется играть всего на четырех аккордах…
Но и те, и другие – Великие!

Рассказывают, что когда «Битлз» познакомились с гениальным Джими Хендриком, Джон Леннон внимательно осмотрел его руку, а потом весело воскликнул:
— У Джими украли пальцы!!!
Так в иносказательной форме он высказал мнение, что играть так, как Хендрикс, при помощи стандартного набора из пяти штук – решительно невозможно.
История, кстати, имела продолжение. Когда «Битлз» познакомились с Королем футбола Пеле, Леннон воскликнул:
— У него украли ноги!
— Ты повторяешься, Джонни… — мрачно заметил на это Пол Маккартни, — Ты исписался, и вообще: я хочу развода…
Возможно, этот и эпизод и стал последней каплей в распаде ливерпульской четверки.
Хотя, возможно, и не этот.
В любом случае, она – была! Вот это главное.

Однажды к великому гитаристу Ричи Блэкмору подошли и спросили, что он думает по поводу современного футбола. Характер у Ричи, как известно, был не сахар, поэтому он даже и звонить Джимми Пейджу не стал, а сразу и без обиняков заявил:
— Ну а что тут думать? Очевидно, сейчас играть хорошо и при этом медленно может себе позволить только Эрик Клэптон. Ну или Дэвид Гилмор, на худой конец… На очень худой.
— Спасибо, Ричи! Спасибо, мистер Блэкмор, за Ваше великолепное, образное мнение о современном футболе, — воскликнули корреспонденты.
— Какой еще футбол… — мрачно процедил виртуоз, — Я вообще-то о музыке… Я вообще ни о чем, кроме музыки, не думаю. Причем исключительно о своей собственной!
Но самом деле маэстро был абсолютно прав. Что о футболе, что о музыке. И оспорить это мнение не под силу даже Эрику Клэптону. Даже, на худой конец, Дэвиду Гилмору.

Пара последних альбомов Оззи Озборна оказались не до конца поняты и приняты даже самыми верными его поклонниками. Сам Великий и Ужасный честно сознался, что это был первый случай в его почти сорокалетней вокальной карьере, когда он работал над записью абсолютно трезвым. Что характерно, схожие чувства испытывают подчас и футбольные болельщики, вдруг оказавшись на стадионе… ну вы поняли.

Приятного вам всем просмотра и прослушивания!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Записи Mike Lebedev