Ты женоненавистник. — Не ставь меня на пьедестал. Я мизантроп, а не женоненавистник. — Браво! Ненависть требует больших амбиций. 

Амбиции нашего футбольного клуба и амбиции его болельщиков это разные вещи. У меня давно есть ощущение поразительного сходства красно-белого сообщества с одним государственным образованием, но я его даже вслух произносить не хочу. Поэтому я просто подниму эту тему, а аналогии оставлю тем, кто прочитает. Не стоит воспринимать эти заметки ложкой дёгтя, просто сейчас самое удачное время переосмыслить для себя наше собственное поведение. Делать надо это после катарсиса, а первая часть текущего первенства, когда мы 17 туров подряд возглавляем турнирную таблицу, и есть такой пик положительного сопереживания.

Эпоха неудач последних лет привела нас не к расширенному анализу и попыткам стратегического планирования, а к одичанию. Мы оказались склонны к предельному упрощению всех форм мышления, поведения и культуры. Попытки переосмысления действительности глушатся состоянием коллективного образно-чувственного мышления, которое является признаком деградации и упадка.

Я художник, мне ни черта не нужно объяснять!

Попытки объяснить текущие неудачи долгое время основывались на отходе от исторических принципов и традиций клуба. При этом наше прошлое переписывалось и мифологизировалось. Общеизвестные факты либо игнорировались, либо купировались, на глазах меняя свою суть. «Спартак» превратился в борца против Системы. Из создателей общества и клуба исчез Александр Косырев, Первый секретарь ЦК ВЛКСМ и член Оргбюро ЦК ВКП(б). Старательно замалчивается роль Первого секретаря МГК КПСС Гришина в восстановлении «Спартака» в 70-х, обеспечившего приход к нам легенды исторического врага. При этом не упоминается, что привели «Спартак» к этому кризису исключительно настоящие спартаковцы. Да уже славные девяностые, когда клуб вполне был обласкан властями, трактуются неоднозначно в попытках вывести его из-под удара идиотских обвинений наших оппонентов в искусственной природе побед Романцева. Ну так вот, в нашей истории нет ничего постыдного. При советском строе никакой клуб не мог быть создан и не мог нормально функционировать без участия партийных и советских властей, хороши или плохи они были. Это просто реальность, а не какие-то выдуманные мальчишеские фантазии. Свобода в понимании «Спартака» относилась только к творчеству и клубной структуре, а борьба с системой ограничивалась честным спортивным состязанием с украинской методикой набора очков, а ранее с административными возможностями Василия Сталина и Лаврентия Берии.

Так же мифологизирован и спартаковский стиль, который в разные периоды был абсолютно разным, в том числе и агрессивно-силовым на некоторых этапах. Созданы какие-то невнятные тотемы и табу, которые сильно ограничивают рамки возможного и направления развития и усиления игры. Современные тенденции мы пытаемся подчинить домотканным традициям, которых на самом деле и нет и которые создаются на ходу. Нельзя быть сторонниками прогресса и отвергать при этом мировой опыт, нельзя развиваться, ограничив себя сразу в большинстве направлений этого развития.

Разогретый рис всегда вкуснее только что приготовленного. Старое лучше нового. 

Параллельно с процессами саморазрушения происходит поиск и идентификация врагов. Уважая историю, врагов мы собираем с момента создания клуба, а поскольку в российском футболе за 80 лет произошло многое, в эти списки уже внесены клубов 6-7 основных, не считая мелких недоброжелателей. И теперь мы устраиваем долгие дискуссии, кто из них нам наиболее отвратителен. Естественно, это вызывает холивары, потому что разные поколения болельщиков воспитаны на разных классических противостояниях. Я 10 лет не могу привыкнуть ненавидеть коней за «Гинер всё купил», будучи воспитанным на отношении к Щербицкому, а тут ещё и Миллер появился с его ВИП-клубом.

Коллективное эмоционирование блокирует личное понятийное мышление и поиск логических связей, формируя образно-мифологическое восприятие. Это не все явные признаки неадекватного восприятия действительности, но и они дают возможность обдумать обоснованность обвинений нас в сектантстве.

Ты продаёшь игрушки, можно сказать — мечту и радость. И при этом — нытик и пессимист, как тебе удаётся?

Что вытекает из такого подхода? Непреодолимое желание находиться в центре внимания и требование признания нашей исключительности. Нам крайне важно, чтобы наши голы были самыми красивыми в туре, наш клуб был самым популярным в стране, а все стены во всех городах были изрисованы нашими эмблемами. У нас самые большие баннеры, самые громкие заряды, самые многочисленные выезда. Ей-богу, скоро мы дождёмся и занесения в Книгу рекордов Гиннесса за самый большой в мире ромб, выложенный пластиковыми пробками.

Нам крайне важно, чтобы именно за нас болели Высоцкий и Путин, чтобы о нас думал Хачатурян, когда писал свой балет. Видимо, недалеко и то время, когда кто-то скажет, что и Джованьоли писал роман, после того, как ему попалась турнирная таблица Чемпионата СССР. А уж в телевизоре должны говорить только о нас, причём нас это бесит, но мы постоянно тянемся к этому. Нас ломает от МатчТв, как наркоманов. Доза приносит не радость, а лишь кратковременное облегчение.

Первый раз её вижу, да у меня и телевизора никогда не было… — Виола, я в курсе, что у тебя нет телевизора. Ты твердишь об этом с первого дня, сколько тебя помню. 

21 чемпионство, завоёванное «Спартаком», даёт отличный и достаточный повод ощущать себя неординарными. А наши периоды провалов говорят о нашей возможности подниматься после любого удара судьбы. Одновременная попытка перехватить лавры самой популярной команды и постоянные упоминания при этом нашего клуба в любых интервью любых футбольных людей это повод для шуток, а не для истерик и негодования. Поиск внутренних резервов для восстановления собственного могущества куда продуктивнее поиска внешних врагов. А качества «Моны Лизы» никак не характеризуются количеством экскурсий, которые проходят за день мимо неё.

«Спартак» останется самим собой, даже если на трибунах останется 3-4 тысячи самых преданных болельщиков. Так, кстати, уже было в начале этого века. Но ведущая роль в истории российского футбола обязывает нас к достоинству. К признанию заслуг наших соперников, к признанию собственных ошибок, к сдержанности и вежливости. Ненависть слишком яркое чувство, чтобы испытывать его к нашим оппонентам. Тем более, что игры без оппонентов не бывает.

Всё оседает под тяжестью болтовни и шума. Тишина и чувства, волнение и страх. Редкие, худосочные проблески красоты. Печаль и уныние несчастного, презренного человека. Всё похоронено… Из смущения пред этим миром. Бла-бла-бла-бла. 

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». 

Когда ещё вспомнить эти слова, как не в день Рождества Христова?

Как хорошо не заниматься любовью. Как хорошо просто любить. Я уже и забыл, что значит любить кого-то. Забыл.

Записи cuggxa

  • Bogenbai

    Юра, отличная статья.
    Только призыв этот вотще. Ибо имперское сознание не предполагает любви и уважения к варварам на окраине Ойкумены. Причем, это не зависит от реальной мощи и цивилизованности упомянутых «варваров». А вся наша имперская спартаковская идеология заключается в простом лозунге «Мы — Спартак, а вы — говно!»
    Мы через это уже многое потеряли и многое претерпели, и еще потеряем и претерпим. Но деваться некуда — это неотъемлемая часть самоидентификации 😉
    Хотя, конечно, и мне хочется надеяться на смягчение, на повышение адекватности самооценки и на снижение роли организованного, горластого меньшинства. Надя-то всегда последняя)))

    • cuggxa

      Я не был воспитан на этой парадигме и она не стала сутью моего боления. Поэтому я буду говорить об этом. Пусть тихо, но как могу 🙂
      И ещё один момент.. Когда в Империи начинают относиться к жителям окраин как к варварам, Империи рушатся. Суть Империи в том, что принимая её протекторат, любой житель окраины получает все права жителя метрополии. Любой другой подход обречён 😉

      • Bogenbai

        Это суть имперской парадигмы мы (цивилизация, свет, все самое лучшее) и они (грязные варвары, смазка для наших штыков, существуют лишь для того, чтобы оттенить наше величие). Варвары, в нашем контексте, это как раз кони и прочие паровозы;)

        Суть империи вовсе не в том, о чем ты говоришь))) Но не буду углубляться сильно)))
        Просто скажу, что империи рушатся под тяжестью собственных конструкций в метрополии и плохих коммуникаций с окраинами. И, кстати, один из признаков кризиса — то, что покоренные народы/жители окраин империи/ранее угнетенные классы начинают играть чрезмерно большую роль в жизненных процессах метрополии. Что бывает, когда в московском клубе начинают заправлять ростовские ребята мы видели)))

        • cuggxa

          Это не так. К обоим абзацам.

          • Bogenbai

            кто я такой, чтобы мешать тебе думать неправильно? 😉

    • cuggxa

      Вот ещё нашёл вполне в стиле статьи 🙂

      Весь зал сверкал. Везде был свет.
      Здесь каждый в золото одет,
      Смотреть — глазам терпенья нет.
      Так ряд вечерних облаков
      Горит на тысячу ладов,
      И в небе взгляд рисует нам
      Воздушных рыцарей и дам.
      В молчании, дыша едва,
      Ступила Элен раз и два,
      Тихонько взоры подняла
      И зал глазами обвела,
      Еще не ведая, где он,
      Чья воля грозная — закон.
      Здесь чуть не каждый из вельмож
      Обличьем был с монархом схож,
      Одеты в бархат все и шелк.
      Неясный говор в зале смолк,
      И разом шляпы снял весь зал.
      Один Фиц-Джеймс берет не снял.
      К нему стремится каждый взор,
      Его вниманья ждет весь двор.
      На рыцаре простой наряд,
      Хотя вокруг огнем горят
      Созвездья дорогих камней.
      Король Шотландии пред ней!

      Красота в простоте и сдержанности. Пусть нувориши состязаются в блеске 😉

  • IlyaS

    Фильм хороший, но не текст, и использовать этот фильм в качестве цитатника совсем неудача: Джепино просто устал от гротеска в жизни, а Спартак сам стал гротесковым персонажем.

    • cuggxa

      Он устал не от бессмысленности жизни, а от бессмысленности светской жизни. Это разные вещи.
      А гротескным персонажем стал не Спартак, а околоспартаковская движуха.
      А текст, может, и неудачный, раз так перевирается смысл. Значит не донёс 🙂

      • IlyaS

        К сожалению не только окружение и так называемый движ сделали Спартак вычурным и чуждым, но и сам клуб, и ко всему прочему футболисты, бездумно открывая рты по поводу и без. В качестве цитатника очень рекомендую фильм этого же режисера «молодость» к тексту про девок с большими сиськами и зеленую траву 😉

        • cuggxa

          Если есть такое ясное представление, как надо и как есть на самом деле, а также и на какой основе нужно писать, почему бы самому не осилить?
          Я люблю «Молодость», но у меня нет пока ни одного повода её использовать. Хотя бы потому что я отлично вижу и зелёную траву, и отличные сиськи сегодня. А не только раньше. «Великая красота» полностью отразила моё ощущение по данному вопросу.

          • IlyaS

            Так я не учу — так, шучу…

          • cuggxa

            Не слишком было похоже на шутки с первого замечания. Но, допускаю, что плохо понимаю юмор.
            Я не вижу в последних действиях менеджмента и игроков неверной публичности. Я не готов пока считать это профессиональным, но это точно не прежняя светскость.