Рори Смит — о ситуации в лондонском «Арсенале» и английской Премьер-лиге. Не правда ли, очень похоже на взгляды некоторой части наших болельщиков?

Вечером во вторник «Арсенал» снова потерпел унизительное поражение — из тех, что частенько портят его сезоны. На этот раз оно состоялось под ливневым дождем Южного Уэльса, от «Суонси Сити». «Арсенал» играл с аутсайдером Премьер-лиги, доминировал всю игру, практически полностью контролировал мяч… и проиграл 1:3.

Для фанатов «Арсенала» такие поражения в последнее десятилетие уже стали чем-то устало-привычным: двадцатилетнее правление Арсена Венгера постепенно превратилось в управляемое угасание.

Болельщики уже запрограммированы на то, чтобы относиться к любому разочарованию как к экзистенциальному кризису.

Реакция сейчас уже настолько привычна, что практически стала комфортной — это одно из неизменных явлений в постоянно меняющемся футбольном пейзаже. Все еще звучат призывы к увольнению Венгера — или хотя бы чтобы он сам ушел в отставку. Видео с фанатских Youtube-каналов «Арсенала», в которые болельщики вкладывают все свое отчаяние и ярость, становятся вирусными. Они в ярости звонят на радиопрограммы. Иногда, когда все совсем плохо, в ход идет даже легкая авиация.

Целая когорта бывших игроков оплакивает когда-то великий клуб, поставленный на колени.

Вторник был настоящей классикой жанра. Проигрыш в Суонси для клуба калибра «Арсенала» — тяжелый удар, вне зависимости от обстоятельств. Учитывая, что «Арсенал» выиграл лишь три из последних одиннадцати матчей в Премьер-лиге и отстает от «Челси» на восемь очков в борьбе за четвертое, последнее место в Лиге чемпионов — а это, по оценке самого Венгера, минимально возможное требование, чтобы считать сезон хотя бы удовлетворительным, — это поражение, как казалось, указывало на очень глубокую проблему.

Месут Озил на этой неделе подписал новый контракт с «Арсеналом», но поражение под дождем в Суонси испортило настроение в клубе — примерно на несколько часов.

Но, тем не менее, утром в среду ничего не произошло. Не было никакой ругани, никаких гневных видео, набирающих ретвиты, никаких статей с глубокомысленными рассуждениями о том, в какой же момент все покатилось под откос, никакого разрывания одежд и скрежета зубовного.

Нет, настроение в «Арсенале» было радостным, даже оптимистичным. Пирс Морган, который однажды победил Джина Симмонса и Стивена Болдуина в The Celebrity Apprentice, уже давным-давно назначил себя спикером самой недовольной части болельщиков «Арсенала». На прошлой неделе в конце своего телевизионного интервью с Дональдом Трампом в Давосе он подарил ему футболку «Арсенала» и взмолился, чтобы хотя бы он уволил Венгера. (Уточнение: ни Морган, ни Трамп никак не влияют на кадровые решения в «Арсенале».) Но в среду даже он был неожиданно весел.

Причина для радости «Арсенала», конечно, была одна: в 11 утра в среду клуб подтвердил подписание Пьера-Эмерика Обамеянга из «Боруссии» за 78 миллионов долларов.

28-летний Обамеянг еще ни разу не коснулся мяча, будучи игроком «Арсенала». Его переход никак не уменьшит отставания от «Челси». Рациональный анализ показал бы, что «Арсеналу» в первую очередь неплохо было бы усилить другие линии в команде. Наконец, Обамеянг довольно плохо расстался со своей бывшей командой после многочисленных нарушений дисциплины.

Впрочем, это все неважно. Как и разочаровывающее поражение во вторник, как и отставание «Арсенала» от соперников по борьбе за место в первой четверке.

Нет, пожалуй, ни одного более яркого примера восстановительного эффекта от трансфера, паллиативной силы холодной, твердой валюты, чем мгновенное объединение ведущих междоусобную войну фанатов «Арсенала» после просмотра одного гиперстилизованного представительного видео: силуэт Обамеянга, немного стробоскопа и заводной хэштег. Даже унизительное поражение ничего не меняет.

Думаю, мое наблюдение не будет ни глубоким, ни оригинальным, но мне кажется, что в последние лет десять произошел тектонический сдвиг в восприятии футбола: теперь то, что происходит на поле, уже не так важно, как то, что происходит за кулисами трансферного рынка.

Как ни крути, а последние дни трансферного окна (в конце января и в конце августа) — это едва ли не самое шумное событие в футболе (по крайней мере — в английском; в других лигах эта лихорадка не так сильно выражена). Может быть, шумиха и не на уровне финала Лиги чемпионов, но уж точно сравнима с финалом Кубка Англии.

Новостные сайты и кабельные каналы возбужденно подсчитывают потраченные деньги; неписаное правило гласит, что чем больше цифра — тем лучше, и «мужественность» лиги определяется количеством трансферных нулей. Огромное эфирное время и километры газетного пространства уделяются слухам, перешептываниям и срочным сообщениям.

Это похоже на социальное воспитание: фанатам объясняют, что команды обязательно должны подписывать игроков, что цена — гарантия качества, а если никого не купить, это закончится провалом.

Неудивительно, что тренеров ругают за скупость и нерешительность. Неудивительно, что сайты — даже не связанные напрямую с футболом — получают огромный трафик. Во вторник, когда частный самолет с Обамеянгом вылетел из Дортмунда в лондонский аэропорт Лутон, десятки тысяч фанатов зашли на сайт отслеживания авиарейсов, чтобы увидеть, где именно над Северным морем сейчас пролетает нападающий.

Ситуация в целом не уникальна для нынешнего января, но она была интересна тем, что на дни, в которые заканчивалось трансферное окно, поставили тур Премьер-лиги. Матчи заканчивались примерно за час до закрытия трансферного окна.

В результате у нас появилась редкая возможность убедиться, что первично — футбол как вид спорта или мыльная опера, окружающая его, что важнее — сюжет фильма или имя исполнителей главной роли.

Ответ, если честно, не ясен. Матч «Тоттенхэма» и «Манчестер Юнайтед» нам презентовали в основном как шанс увидеть дебют Алексиса Санчеса, купленного гостями у «Арсенала»; рутинная победа «Манчестер Сити» над «Вест Бромвичем» была замечательна разве что дебютами Аймерика Лапорте, купленного «Сити» за рекордные деньги, и нападающего «Вест Бромвича» Дэниэла Старриджа.

В нескольких клубах в последний день трансферного окна потратили немало времени на съемку все более навороченных видеопредставлений, которые становятся настоящей вехой при подписании новых игроков. Нескольких игроков выводили на поле перед играми или в перерыве, словно трофеи: Лукаса Моуру в «Тоттенхэме», Оливье Жиру в «Челси», Баду Ндиайе в «Сток Сити».

Но не только отделы SMM и маркетинга работали не покладая рук: Сэм Эллардайс, тренер «Эвертона», сообщил, что «пять или шесть» игроков из состава, который он выпустил против «Лестера», с утра отправили к нему своих агентов и спросили, нельзя ли им уйти в аренду.

В «Челси» Антонио Конте пришлось спешно менять план на игру с «Борнмутом», потому что нападающего Мичи Батшуаи внезапно отдали в аренду «Боруссии», чтобы купить у «Арсенала» Жиру. «Челси» проиграл 0:3.

Сами матчи были не то, что никому не нужны, но все-таки осталось ощущение, что они являются неким неудобством, отвлекающим от главного события дня — базарной торговли.

Возможно, это неизбежное последствие быстро растущей трансферной культуры, которую подогревают не только СМИ, любой ценой сражающиеся за клики, но и сами тренеры, постоянно требующие все больше денег от руководства, и которая становится все более громким сопроводительным фоном для Премьер-лиги.

Все чаще сезон считается лишь способом оценить, какой команде какого игрока нужно купить. Все чаще предметом интереса выступает не сама игра в футбол; все чаще важнее не то, кто выиграл на поле, а то, кто выглядит победителем вне его.

«Арсенал» по-прежнему отстает на 8 очков от четвертого места, позади всех своих принципиальных соперников, и находится в дрянной форме. Но кого интересуют поражения в футбольных матчах, если можно победить, даже не играя?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: New York Times

Записи spektrowski